Новости

 

Главные события на рынке недвижимости в 2017 году

Представляем вам самые резонансные события уходящего года.

            2017 год для рынка недвижимости можно охарактеризовать как стабильный и деловитый. Постепенно достраиваются новостройки проектов еще 2015 года, рынок оправляется от кризисного удара, активность купли-продажи жилья выросла по сравнению с 2016. Ипотека дешевеет, власти раздают земли на Дальнем Востоке, а о программе московской реновации не слышал разве что ленивый… Словом, рынок недвижимости вступает в 2018 бодрым и активным.

Реновация в Москве

            1 августа мэр Москвы Сергей Собянин утвердил программу реновации жилья в столице, и это стало, пожалуй, самым резонансным событием на рынке российской недвижимости как по масштабам, так и по смелости. Копья по этому вопросу ломаются до сих пор, программа вызывает массу вопросов. Согласно принятым нормативным актам, жители получат готовую к вселению новую квартиру, равнозначную прежней, в свежевыстроенном доме. «Хрущевские» районы и многие старые панельные девятиэтажки планируется снести и построить на освободившейся территории новые жилые кварталы.

            Согласно информации на официальном сайте мэра Москвы, реновация охватит 10% населения столицы, решение о включении дома в программу принимается собственниками квартир в нем, и жителям обещаются различные способы поддержки: от бесплатного переезда до налоговых льгот. Однако москвичи опасаются переезжать из обжитых уютных микрорайонов, где до школы и детского сада рукой подать и каждая тропинка изучена, в «прекрасное далеко». А «далеким» это прекрасное может оказаться в буквальном смысле слова: например, жителям Зеленограда и ТиНАО гарантируется переселение в пределах административного округа. Остальным повезло больше – им закон гарантирует «предоставление новой квартиры в прежнем районе проживания», однако как власти планируют встраивать новые дома в еще не снесенные старые районы, где на счету каждый квадратный метр – непонятно.

            Однако программа уже запущена, общественный гул поутих, и нам остается только наблюдать за ее ходом. С точки зрения рынка недвижимости, Москву ждет бум новостроек с небольшими квартирами экономкласса, и, скорее всего, изрядная их часть впоследствии выйдет на рынок продажи, усилив тенденцию удешевления квадратного метра жилья в столице.

Бессрочная приватизация

            Вот уже тридцать лет россияне ждали срока окончания приватизации. Он отодвигался раз за разом, и по последней версии, должен был наступить 1 марта 2017 года. К этому моменту – теоретически – все желающие приватизировать свои квадратные метры уже должны были это сделать. Однако в настоящее время около 20% жилого фонда в России все еще принадлежит государству.

           Резон не приватизировать жилье у каждого – свой: кто-то не хочет платить лишние налоги, а кто-то – оплачивать капремонт. Сегодня в собственности государства остается в основном аварийное жилье, обитатели которого со дня на день ждут расселения в новые квартиры – и вот их-то, возможно, они и приватизируют.

            Как бы то ни было, 15 февраля были отменены поправки к закону о приватизации, в которых устанавливался их терминальный срок. Действие закона становится бессрочным, и все, кто боялись не успеть приватизировать жилье, могут перевести дух и успокоиться.

            Большинство экспертов высказывается, что на цену вторичного жилья это не повлияет: большая часть желающих приватизировать жилье и продать его уже давно это сделала. Оставшийся процент не окажет существенного влияния на формирование цены.

Анонс запрета на долевое строительство

            Это событие всколыхнет рынок недвижимости позже, но начало его – в уходящем, 2017 году. Владимир Путин поручил в течение 3-5 лет разработать программу поэтапного полного замещения долевого строительства проектным финансированием. Говоря простыми словами – застройщикам будет запрещено пользоваться деньгами дольщиков. Они смогут продавать уже готовое жилье.

            Видимо, многочисленные демонстрации обманутых дольщиков возымели действие, и вопрос решили закрыть, зарубив «долевку» на корню. Застройщики выражают свое бурное негодование, эксперты предвещают массовые банкротства мелких строительных компаний. Ведь исходя из того, что средства дольщиков часто составляют до 80% средств, которые используются в процессе строительства жилья, теперь застройщики должны будут где-то искать эти 80% самостоятельно. Кредиты стоят денег, а пользование деньгами дольщиков было бесплатным. Поэтому, когда запрет будет введен в силу, жилье в новостройках, по прогнозам участников рынка, подорожает.

 «Дальневосточный гектар»

            Сначала программа «Дальневосточный гектар» распространялась только на жителей Дальневосточного федерального округа. С 1 февраля 2017 года ею могут воспользоваться все граждане России.

Суть работы программы проста: регистрируем заявку, дожидаемся решения властей – и получаем гектар земли на человека на Дальнем Востоке в безвозмездное пользование на 5 лет. За это время надо успеть начать освоение территории. Если никакой хозяйственной деятельности на земле не ведется, то право на нее будет потеряно.

Если мы уже построили там ферму и развели кроликов, то через пять лет договор безвозмездной аренды продлевается на 49 лет. Через 10 лет участок можно оформить в собственность.

Земли на Дальнем Востоке действительно много. Есть одно но: желающим переехать чаще всего предлагаются не только эпические по красоте пейзажи, но и зачастую отсутствие коммуникаций (начиная с дорог и заканчивая электрическими сетями, не говоря уже о газе и водопроводе), соседей (из числа Homo Sapiens), рынка сбыта сельхозпродукции. То есть заветный гектар предоставляется бесплатно, но вот чтобы он стал обитаемым, придется изрядно потрудиться и вложить в это немалые деньги.

На сайте проекта предлагаются типовые проекты и бизнес-схемы, но даже по самым оптимистическим прогнозам, их эффективность будет сомнительной. Так, в организацию пасеки, по оценкам создателей сайта, нужно вложить 380 тысяч рублей, но в эту сумму не входит ни строительство дома на участке, ни зарплата пасечника и его сотрудников, ни, конечно же, маркетинг и поиск рынка сбыта.

Скандал с передачей Исаакиевского собора РПЦ

Эти события надолго всколыхнули общественность в первой половине года. РПЦ давно просит у властей Санкт-Петербурга отдать ей Исаакиевский собор.

Но музейный комплекс Исаакия давно имеет совершенно светский статус, а кроме того – относится к списку Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому, когда губернатор Полтавченко заявил о том, что принято решение передать собор РПЦ в безвозмездное пользование на 49 лет, общественность четко поделилась на два лагеря: верующие проводили митинги и крестные ходы в пользу передачи собора, культурологи и активная общественность делала все то же самое (за исключением крестных ходов) – против этого события.

Сторонники возвращения Исаакия в собственность Церкви приводят свои аргументы, главным из которых является то, что это все-таки Собор, а значит, он должен принадлежать религиозной организации и работать по прямому назначению. Противники заявляют, что РПЦ погубит уникальные исторические артефакты, а кроме того, непонятно, куда деть 400 сотрудников музея. И главный аргумент сторонников светского статуса Исаакия – собор давно стал символом города и должен продолжать служить идее образования, а не идее воцерковления.

Такая полярная риторика активно развивалась до августа 2017 года, когда тема вдруг аккуратно заглохла.

Собор так и не передали РПЦ, но никто не сказал, что решение отменено. Что будет дальше – дело времени.

События вокруг Исаакия не только затронули тему недвижимости и ее перевода из одного статуса в другой, но и надолго подстегнули бурную общественную дискуссию на тему правовых отношений между церковью и государством.

Изменение закона о дачниках

Летом Госдума приняла новый закон о дачниках. В него внесены важные поправки: во-первых, любимого у россиян понятия «дача» на законодательном уровне больше не существует.

Теперь вместо дачных партнерств и кооперативов в стране действуют садоводческие или огороднические товарищества. Дачные участки становятся  садовыми (на которых можно возводить капитальные постройки и даже прописываться в них) или огородными (а вот тут можно возвести только баню или сарай).

Возникает вопрос: как быть с теми участками в огороднических товариществах, на которых уже стоят жилые дома? Все просто: сносить такой дом никто не заставит, но вот построить на его месте новый уже не дадут.

Закон регулирует и отношения между членами товариществ и их индивидуальными коллегами, которые «в колхоз» не хотят. Теперь садоводы-индивидуалы, которые пользуются общей инфраструктурой, обязаны будут платить за общие нужды (дороги, подведение воды и т.д.). Они получат право участвовать в собраниях членов товариществ, на которых обсуждаются финансовые вопросы. Важное изменение: дачники, которые хозяйничают на 18 сотках, теперь будут платить за общие нужды втрое больше, чем обладатели 6 соток, то есть оплата становится пропорциональной площади садового или огородного участка.

 https://realty.mail.ru/articles/43431/glavnye_sobytija_na_rynke_nedvizhimosti_v__godu/?content=read_also